- Вопрос о нормативной подсистеме политической системы:
Нормативная подсистема политической системы включает в себя те элементы, которые устанавливают правила и нормы поведения в политической жизни общества. Рассмотрим предложенные варианты:
а) Политические институты и организации. Этот вариант не относится к нормативной подсистеме, так как политические институты и организации являются частью институциональной подсистемы.
б) Отношения между социальными группами. Это относится скорее к социальной подсистеме, так как описывает взаимодействия между различными группами в обществе.
в) Государственные учреждения. Этот вариант также не относится к нормативной подсистеме, так как учреждения являются частью институциональной структуры.
г) Законы, регулирующие жизнь общества. Это правильный ответ. Законы представляют собой формализованные нормы, которые регулируют поведение граждан и организаций, определяя их права и обязанности. Они являются важной частью нормативной подсистемы, так как устанавливают рамки для политической, социальной и экономической деятельности.
- Отличие государства от партии:
Государство и политическая партия — это две разные формы политических организаций, каждая из которых выполняет свои специфические функции. Рассмотрим предложенные варианты:
а) Является политической организацией. Оба субъекта — и государство, и политическая партия — являются политическими организациями, поэтому это утверждение не выделяет их различий.
б) Имеет право издавать законы. Это ключевое отличие государства от партии. Государство обладает легитимной властью издавать законы, обязательные для исполнения всеми гражданами и организациями на его территории. Партии же могут предлагать законопроекты, но сами по себе не обладают властью издавать законы.
в) Разрабатывает политику. Оба субъекта могут разрабатывать политику, но партия делает это в рамках своей программы и идеологии, стремясь получить поддержку избирателей, тогда как государство разрабатывает и реализует политику на практике через свои институты.
г) Имеет органы управления и руководства. Оба субъекта имеют свои структуры управления и руководства, но в контексте государства это более формализованные и закрепленные в законодательстве органы, в отличие от партий.
Таким образом, основное отличие государства от партии заключается в том, что государство имеет право издавать законы.