1.Выскажите свое отношение к практике защиты чести и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи- ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное выражение? 2.Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877— 1950) — русского философа. Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно- сти человеческой личности как основного условия всякого прочного и успешного социального строительства. На пер- вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год- ности сводится к проблеме технического умения, то есть со- ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле это не так. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действитель- но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое- го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме- ние достигать поставленных целей предполагает нечто большее, чем простое техническое умение. Оно требует не только общих умственных способностей — умения быстро ориентироваться в положении, находить наилучший выход из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув- ства личной ответственности, мужества, привычки к незави- симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо- тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней, свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности. Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо- кую духовно-нравственную культуру личности. .Из этого следует один решающий вывод: личная год- ность общественного работника предполагает свободное раз- витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп- ределенное дело, не были подлинно производительными и солидными верными работниками. <.> Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве- стному, тысячей исторических примеров подтвержденному выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный фанатизм: всякая подлинная вера — не только религиозная вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как источник общественной деятельности, — возможна только на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен- ная почва, в которой она произрастает, есть последняя, таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще- ства человека. Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про- блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче- ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи- мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут- верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю- ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу- ществлении последовательной смысложизненной деятельности? Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?