Карл Поппер в своём произведении "Открытое общество и его враги" рассматривает идею прогресса с критической точки зрения, особенно в контексте исторических процессов и коллективных движений. Чтобы ответить на ваши вопросы, необходимо глубже понять его философские позиции и аргументы.
Признает ли К. Поппер прогресс?
Поппер признает прогресс, но с определёнными оговорками. Он не верит в прогресс как в некий неизбежный и автоматический процесс, встроенный в историю. Согласно Попперу, прогресс возможен, но он зависит от человеческих действий, от наших усилий и от наших решений.
Если не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса?
Поппер не признает идею прогресса в том смысле, что история якобы имеет некую внутреннюю логику или конечную цель, к которой она стремится. Он критикует телеологические концепции истории, которые предполагают, что история движется к определённой цели (например, коммунизму, как утверждали марксисты, или любому другому «конечному состоянию»). Поппер считает, что подобные взгляды ошибочны и опасны, поскольку они могут оправдывать любые средства для достижения этой предполагаемой цели.
Если признает, то как понимает это?
Поппер признает прогресс, но в контексте человеческой деятельности и индивидуальных усилий. Прогресс, по его мнению, не является неизбежным и не встроен в ход истории. Он возможен благодаря сознательным действиям людей, их бдительности и усилиям по защите и укреплению демократических институтов. Демократические институты играют ключевую роль, потому что они обеспечивают свободу, а свобода, в свою очередь, является необходимым условием для прогресса.
Расширенный ответ:
Карл Поппер утверждает, что прогресс — это не что-то данное или автоматически происходящее в истории. Он подчёркивает, что история сама по себе не имеет цели или смысла, который мы могли бы в ней открыть. Идея, что история прогрессирует сама по себе, без участия человеческой воли и усилий, является ошибочной.
Поппер критикует концепции, которые предполагают, что история имеет встроенную логику или неизбежно движется к какому-то конечному состоянию. Такие идеи он считает опасными, поскольку они могут привести к тоталитаризму: если верить, что определённая цель истории неизбежна, можно оправдать любые методы для её достижения. Это противоречит принципам открытого общества, которое Поппер защищает.
Однако Поппер признает возможность прогресса в другом смысле — как результат сознательных усилий людей. Он считает, что прогресс зависит от нашей бдительности, от наших активных усилий и от чёткого понимания целей, к которым мы стремимся. Прогресс возможен, если мы будем защищать и укреплять демократические институты, которые являются основой для свободы и, следовательно, для прогресса.
Таким образом, для Поппера прогресс — это не автоматически происходящий процесс, а результат сознательных и целенаправленных действий людей. Он подчеркивает важность демократических институтов и свободы как необходимых условий для достижения прогресса.