ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ! Нравственная жизнь и удовольствие М. А. Антонович (1835—1918)...

нравственная жизнь удовольствие добродетель человеческая природа философия Антонович хорошая жизнь нравственность самоотречение естественность
0

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ! Нравственная жизнь и удовольствие

М. А. Антонович (1835—1918) — русский философ К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни». Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить. Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели1, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее. Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43.

Вопросы и задания: I. Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представления о «хорошей жизни», описанные автором, всегда были чрезвычайно распространены. Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3. Используя содержание отрывка, объясните высказывание: «Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо,— ничтожество». 4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?

avatar
задан 3 месяца назад

3 Ответа

0

  1. Автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, потому что он утверждает, что добродетель есть нечто естественное для человека, одна из потребностей и сторон жизни. Он полагает, что стремление к разумной добродетели делает жизнь человека полнее, приятнее и богаче удовольствиями, что, в свою очередь, соответствует естественной природе человека.

  2. Люди, придерживающиеся представлений о "хорошей жизни", описанных автором, лишают себя возможности по-настоящему понять и ощутить истинное удовлетворение от нравственной жизни. Они ограничивают себя поверхностными удовольствиями и не позволяют себе развиваться как личности, следуя принципам добродетели.

  3. Утверждение автора о том, что человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо, является ничтожеством, означает, что истинное удовлетворение от жизни приносит не только удовольствие от собственных потребностей, но и радость от делания добра другим людям, от соблюдения нравственных принципов и от развития своей духовности.

  4. Утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение означает, что добродетель, следование нравственным принципам и стремление к разумной добродетели должны приносить человеку радость, удовлетворение и полноту жизни. Важно не только исполнять свои обязанности, но и находить удовлетворение в самом процессе добрых поступков и развития себя как личности.

avatar
ответил 3 месяца назад
0

М. А. Антонович в своём отрывке поднимает важные вопросы о природе нравственной жизни и удовольствия. Давайте разберём каждый из заданных вопросов.

  1. Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание?

    Антонович утверждает, что представление о нравственной жизни как о тягости и наказании противоречит самой природе человека. Согласно его философии, добродетельная жизнь является неотъемлемой частью человеческой сущности. То есть стремление к добродетели не должно восприниматься как насилие над собой, а, наоборот, как естественное состояние. Антонович считает, что добродетельная жизнь, являясь одной из потребностей человека, делает жизнь более полной и удовлетворяющей, что подтверждает её соответствие человеческой природе.

  2. Чего лишают себя люди, придерживающиеся представления о «хорошей жизни» как о роскоши и удовлетворении нелепых желаний?

    Люди, воспринимающие «хорошую жизнь» исключительно как роскошь и удовлетворение своих материальных и чувственных потребностей, часто упускают из виду более глубокие и устойчивые источники удовлетворения и счастья. Они могут лишиться смысла жизни, внутреннего покоя, чувства удовлетворения от достижения нравственных целей и от помощи другим. Такое ограниченное восприятие жизни может привести к поверхностному существованию, лишённому истинного содержания и гармонии.

  3. Объясните высказывание: «Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо,— ничтожество».

    Это высказывание подчёркивает, что довольство жизнью не должно основываться только на личном благополучии и удовлетворении собственных потребностей. Истинная ценность человека проявляется в его способности к сопереживанию, вкладу в благо других и стремлении к общему благу. Если человек сосредоточен только на себе, игнорируя нужды окружающих и более высокие идеалы, его жизнь может оказаться пустой и эгоистичной, что делает его в глазах автора ничтожным.

  4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?

    Антонович считает, что истинное удовлетворение приходит от жизни, прожитой в соответствии с нравственными принципами. Нравственная жизнь не должна ощущаться как бремя или принуждение, а, наоборот, должна приносить радость и чувство полноты. Это связано с тем, что нравственные поступки и добродетель естественным образом соответствуют человеческой природе и ведут к более глубокому и устойчивому счастью. Таким образом, удовлетворение от нравственной жизни связано не только с внешними обстоятельствами, но и с внутренней гармонией и целостностью личности.

avatar
ответил 3 месяца назад
0

  1. Автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, потому что добродетель является жизнью, одной из потребностей и сторон жизни, имеющей основание в самой природе человека.
  2. Люди, придерживающиеся представлений о "хорошей жизни" как роскоши и удовольствиях, лишают себя возможности познать истинное удовлетворение, связанное с разумной добродетелью и полнотой жизни.
  3. Высказывание о том, что человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо, является ничтожеством, означает, что истинное счастье и удовлетворение приходят не только от личных удовольствий, но и от добрых поступков и нравственности.
  4. Утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение, означает, что истинная добродетель и самоотверженность несут в себе радость и полноту жизни, делая ее богаче и естественнее.

avatar
ответил 3 месяца назад

Ваш ответ

Вопросы по теме