Признаками парламентской республики являются следующие положения:
1) Правительство формируется той партией или партиями, которые располагают большинством мандатов в нижней палате, ее лидер становится главой правительства. Это один из ключевых признаков парламентской республики. Партия, имеющая большинство в парламенте, получает возможность формировать правительство. Лидер этой партии, как правило, становится премьер-министром. Это обеспечивает тесную связь между исполнительной и законодательной ветвями власти, так как правительство опирается на поддержку парламентского большинства.
2) Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. В парламентской республике правительство подотчетно парламенту. Это означает, что министры и премьер-министр должны регулярно отчитываться перед парламентариями о своей деятельности и политике, которую они проводят. Такая система обеспечивает контроль со стороны парламента и возможность корректировать деятельность исполнительной власти.
3) Верховенство власти парламента. Парламентская республика характеризуется доминирующей ролью парламента в системе государственной власти. Это проявляется в способности парламента контролировать правительство, утверждать бюджет, принимать законы и влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны.
4) Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. Этот механизм является важным инструментом контроля парламента над исполнительной властью. Если правительство теряет доверие большинства депутатов, оно обязано уйти в отставку. Это позволяет поддерживать равновесие между ветвями власти и предотвращает концентрацию власти в руках правительства.
В то же время, стоит отметить, что пункт 3, "президент формирует и возглавляет правительство", не является признаком парламентской республики. Это свойственно президентской республике, где президент выполняет роль главы государства и правительства. В парламентской республике президент, как правило, имеет более церемониальные функции и не вмешивается непосредственно в формирование или руководство правительством.