Прочитайте два фрагмента, принадлежащие перу известных философов и публицистов XIX в. «Почти каждый...

западничество славянофильство философия публицистика XIX век европейцы русский человек нравственное развитие личная энергия свобода права аппетиты трудолюбие фантазия судьба обоснование сравнение
0

Прочитайте два фрагмента, принадлежащие перу известных философов и публицистов XIX в. «Почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди все были на него похожи. Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и, чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и потому тем менее бывает собой доволен». «Чрезмерным развитием личной энергии, железною стойкостью лица, его стремлением к свободе, его щепетильным и ревностным охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода похвалиться. В нас аппетиты бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться, с целью удовлетворить их, бороться с препятствиями, отстаивать себя и свою мысль. Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, на всеобщее равнодушие и безучастие ко всякому доброму и полезному делу». Определите, сторонником какого из направлений — западничества или славянофильства — является каждый из авторов. Обоснуйте свои выводы.

avatar
задан 25 дней назад

3 Ответа

0

Первый фрагмент принадлежит славянофилу, так как он описывает русского человека как более самокритичного и требовательного к себе, что соответствует основным идеям славянофильства о уникальности и нравственной превосходстве русской культуры. Второй фрагмент, напротив, относится к западничеству, так как содержит критику российского общества за недостаток личной инициативы, трудолюбия и стремления к свободе, что соответствует основным идеям западничества о необходимости подражания западным образцам развития.

avatar
ответил 25 дней назад
0

Первый фрагмент явно относится к славянофильству. В нем описывается особенность русского человека - его самокритичность, стремление к нравственному совершенству и недовольство собой. Эти черты характеризуют идеал славянофилов о русской национальной и нравственной идентичности.

Второй фрагмент, напротив, относится к западничеству. В нем критикуется российское общество за его недостатки - аппетиты, недостаток трудолюбия, склонность к фантазированию и жалобам. Эти черты характерны для западников, которые видели в западной культуре и обществе пример для подражания и стремились к западным ценностям и институтам.

Таким образом, первый автор является сторонником славянофильства, а второй - западничества.

avatar
ответил 25 дней назад
0

Для анализа данных фрагментов и определения направления их авторов — западничества или славянофильства — необходимо рассмотреть ключевые идеи, выраженные в текстах.

Первый фрагмент подчеркивает разницу в самовосприятии и нравственной самокритике между европейцами и русскими. Автор отмечает, что европейцы склонны считать свою совесть спокойной и безупречной, в то время как русские, наоборот, постоянно ощущают свои недостатки и стремятся к самосовершенствованию. Это указывает на восхищение русским характером, его самокритичностью и стремлением к нравственному развитию, что является характерным для славянофильства. Славянофилы акцентировали внимание на уникальных качествах русского народа, его духовности и внутренней морали, противопоставляя их западному рационализму и самодовольству. Таким образом, автор первого фрагмента, вероятно, является сторонником славянофильства.

Второй фрагмент, напротив, критикует отсутствие личной энергии, стойкости, стремления к свободе и способности трудиться среди русских. Автор указывает на склонность к фантазиям, жалобам на обстоятельства и неспособность отстаивать свои права и идеи, что демонстрирует негативное восприятие русской действительности. Подобная критика характерна для западников, которые считали, что Россия должна перенимать западные ценности, включая рационализм, активность и правовую культуру, чтобы достичь прогресса. Таким образом, автор второго фрагмента, скорее всего, является сторонником западничества.

В заключение, первый фрагмент отражает идеи славянофильства, подчеркивая нравственные качества русских, тогда как второй фрагмент представляет западническую критику пассивности и недостаточной активности русских в отстаивании своих прав и стремлений.

avatar
ответил 25 дней назад

Ваш ответ

Вопросы по теме