Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса,...

информационная революция постиндустриальное общество класс интеллектуалов западные социологи 50 е годы негативные последствия демократичный источник власти некапиталистический класс классовый характер общества бесклассовое общество социально экономические процессы технологическая революция перераспределение богатства информационные блага материальное производство зависимость классов господствующие классы пролетариат социальная группа низшие слои классовая определенность анализ проблем общества
0

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым. Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно. В.Л. Иноземцев

C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает втор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса? С2.Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Какие аргументы он привел? Укажите три аргумента. С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор. С4. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента в поддержку того, что «информация представляет собой самый демократичный источник власти»

avatar
задан 5 месяцев назад

2 Ответа

0

C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

Ответ: Автор отмечает формирование нового класса постиндустриального общества, который он называет «классом интеллектуалов». Причиной появления этого класса является современная информационная революция, которая приводит к тому, что информация и знания становятся основным источником богатства и власти. По мнению большинства социологов конца 50-х годов, появление этого нового класса должно было привести к преодолению классового характера общества и сделать его в перспективе бесклассовым, поскольку информация представлялась как наиболее демократичный источник власти.

C2. Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Какие аргументы он привел? Укажите три аргумента.

Ответ: Нет, автор не разделяет точку зрения западных социологов конца 50-х годов в оценке последствий появления нового класса. Он приводит следующие аргументы:

  1. Усиление власти класса интеллектуалов: С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства.

  2. Отрыв от материального производства: В новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается оторванным от материального производства, что делает «класс интеллектуалов» менее зависимым от других слоев общества.

  3. Появление нового угнетенного класса: Формируется еще один класс, объединяющий тех, кто неспособен участвовать в высокотехнологичном производстве. Эта социальная группа сталкивается с устойчивым сокращением доли в общественном богатстве и не имеет возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов».

C3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

Ответ: Автор характеризует новый класс, который объединяет тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Этот класс можно назвать «новым пролетариатом» или «цифровым пролетариатом».

Две социальные группы, которые могут войти в данный класс:

  1. Безработные и неквалифицированные рабочие: Эти люди не имеют доступа к высоким технологиям и специализированному образованию, что делает их неспособными конкурировать на рынке труда в условиях информационной экономики.

  2. Работники низкоквалифицированного труда: Люди, занятые в традиционных отраслях, таких как сельское хозяйство, ручной труд, сфера услуг (например, уборщики, официанты), также могут войти в этот класс, так как их работа менее востребована в постиндустриальном обществе.

C4. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента в поддержку того, что «информация представляет собой самый демократичный источник власти».

Ответ:

  1. Доступность информации: В современном обществе информация может быть доступна многим людям благодаря интернету и другим цифровым технологиям. Это означает, что каждый человек, обладающий доступом к информации, может использовать её для саморазвития, образования и принятия решений.

  2. Потенциал для равных возможностей: Информация предоставляет возможности для самообразования и профессионального роста, что позволяет людям из разных социальных слоев улучшить свои навыки и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

  3. Прозрачность и контроль: Информация способствует повышению прозрачности в деятельности государственных и частных институтов, что позволяет гражданам контролировать действия властей и корпораций, участвовать в общественных обсуждениях и принимать активное участие в демократических процессах.

avatar
ответил 5 месяцев назад
0

C1. Автор отмечает формирование нового класса интеллектуалов в постиндустриальном обществе. Причиной появления этого класса, согласно автору, является информационная революция и перераспределение общественного богатства в пользу этого класса. Большинство социологов считало, что появление нового класса должно было привести к преодолению классового характера общества и сделать его бесклассовым.

C2. Автор не разделяет точку зрения западных социологов конца 50-х годов относительно последствий появления нового класса. Он приводит аргументы в пользу того, что реальные социально-экономические процессы противоречат идеям о безклассовом обществе. Три аргумента, приведенные автором, включают возрастание власти класса интеллектуалов, перераспределение общественного богатства в их пользу и оторванность их стоимости информационных благ от материального производства.

C3. Автор характеризует также другой новый класс, который включает в себя тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. В данный класс могут войти, например, малоквалифицированные работники и неквалифицированные рабочие. Это обусловлено тем, что у них ограничены возможности повышения квалификации и конкуренции с классом интеллектуалов.

C4. Три аргумента в поддержку того, что "информация представляет собой самый демократичный источник власти", включают: доступность информации для всех слоев общества без значительных ограничений; возможность быстрого распространения информации благодаря современным технологиям; способность информации влиять на мнения и решения людей, что делает ее важным инструментом в обществе.

avatar
ответил 5 месяцев назад

Ваш ответ

Вопросы по теме